С осени 2014 года была введена единая методика расчетов ущерба по ОСАГО. В этом материале мы постараемся подробно объяснить, что это и с чем это едят.
Что такое единая методика расчета ущерба по ОСАГО?
До 2014 года российские эксперты пользовались несколькими отличными друг от друга методами расчета ущерба. Эти методы носили исключительно рекомендательный характер. Из-за такого подхода постоянно возникали противоречия. Так вот, единая методика расчета ущерба, была разработана для того, чтобы избежать всех этих противоречий.
Об авторе этой методики
Официальным автором методики является Центробанк, но, так как у Центробанка нет своих специалистов, имеющих соответствующую квалификацию, разработкой занимался Российский Союз Автостраховщиков (РСА).
В чем разница между единой методикой и единой базой цен?
Единая методика расчета ущерба по ОСАГО вступила в силу 17 октября 2014 года. При определении стоимости восстановительных расходов в рамках ОСАГО это методикой должны пользоваться все специалисты рынка, как судебные эксперты, так и страховщики и независимые оценщики. В методике описаны алгоритмы и подходы к определению объема повреждений, принципы назначения способов устранения неисправностей.
Методика обязательна к применению только в рамках ОСАГО, когда речь идет о взаимоотношениях страховой компании и физлица. Во других случаях выбор способа расчета стоимости ущерба остается на усмотрение эксперта. По самой методике вопросов не возникает. Интересен один пункт, в котором указано, что при определении стоимости запасных частей и нормо-часов необходимо использовать данные единой базы цен, опубликованной на сайте РСА 1 декабря 2014 года и с этого момента обязательной к использованию.
В единой базе цен есть информация по всем ТС?
В единой базе цен имеются данные только по самым распространенным маркам. Если вы владелец McLaren или Lamborghini, то вам придется использовать специальные инструкции по определению стоимости.
Большая ли разница между рыночной ценой и ценой из единой базы?
Опыт показывает, чем дешевле транспортное средство, тем меньше расхождений между рыночными и предписанными ценами. Для автомобилей среднего класса погрешность составляет до 20-30% стоимости. У премиум авто разница может доходить до 300%.
Актуальна ли информация в единой базе цен?
Закон обязует актуализировать цены 1 раз в полгода. Специалисты же считают, что было бы правильнее пересматривать единую базу цен каждые 2 — 3 месяца. Это связано с тем, что объем ущерба от ДТП рассчитывается на дату, в которую это ДТП произошло. Редкое изменение цен и шаткий курс валюты привели к тому, что в настоящий момент указанные, в единой базе данные слабо отражают фактическую ситуацию, особенно по автомобилям премиального класса.
Изменилась ли как-то ситуация с учетом износа?
Износ продолжает учитываться при расчете выплаты по ОСАГО. Только сейчас максимальный процент износа снижен с 80 до 50%. Процент износа по-прежнему зависит от возраста и пробега автомобиля.
Отразилась ли новая методика на гарантийных авто?
Сейчас нет разницы: на гарантии ли находится автомобиль или нет. Раньше, когда автомобиль находился на гарантии, расчеты стоимости ущерба производились по дилерским ценам, в настоящее время эта система отменена. Расчет стоимости ущерба будет проводиться по одним и тем же ценам.
Поэтому, если ваш автомобиль находится на гарантии, профессионалы советуют приобретать полис КАСКО, чтобы в случает ДТП иметь возможность получить достойную компенсацию.
Изменилась ли к лучшему ситуация после введения новой методики?
На данный момент заметны положительные тенденции. Есть улучшения по отдельным сегментам и компаниям. Сказать, что проблема с недоплатами и отказами страховых разрешилась, к сожалению, пока невозможно.
Друзья, на сайте «Автовыкуп 136» вы можете скачать положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства в формате PDF.