Как принято сейчас говорить в интернете — автолюбители делятся на два типа… Первый — те, кого не раз спасали электронные помощники, со временем начинают чувствовать сверхуверенность, считая, что умная начинка их автомобиля – это 100% защита от трагедий на дороге.
Второй тип — водители которые считают, что надеяться на электронных помощников нет смысла. Обычно это те, кто никогда с ними не сталкивался или кому электроника не помогла. Нам кажется, что обоим типам водителей будет полезно узнать о том, что могут и чего не могут базовые электронные помощники – антиблокировочная система (ABS) и система контроля тяги или, как еще иногда называют, противобуксовочная система (TSC/ASR/DTC/TRC/ETC).
Плюсы антиблокировочной системы
Все новые автомобили, продающиеся в России, по закону должны оснащаться антиблокировочной системой тормозов. Принимали ее у нас со скрипом, долго и лишь теперь, кажется, мало кто сомневается в её полезности. АБС выручает в большинстве ситуаций, позволяя сохранить устойчивость и управляемость машины. С ней можно тормозить в поворотах, на разнородных покрытиях и не пытаться точно дозировать тормозное усилие, правильно и вовремя подруливая – просто тормози, когда нужно, и ни о чем не думай.
И даже если вы Ричард Бернс, вы все равно не сможете сделать то, что может АБС. Чисто физически. АБС умеет управлять тормозным усилием на каждом из четырех колес отдельно, знает скорость вращения каждого колеса и степень сцепления с дорогой. Лишь теоретически человек может сравниться с электроникой и то только в том случае, если у него будет четыре ноги и четыре педали тормоза (по одной на каждое колесо).
Минусы антиблокировочной системы
Несмотря на благую цель и теоретически идеальную задумку, программируют электронику люди. И они в отличие от роботов ошибаются. К тому же на разных моделях алгоритмы работы системы отличаются. Более того, даже одинаковые модели могут иметь разные прошивки блока АБС и тормозить в одних и тех же ситуациях по-разному. Отсюда следует, что далеко не все автомобили имеют перечисленные ниже ошибки. К тому же надо учитывать, что современные системы гораздо надежнее и умнее тех, что ставились на машины в девяностых и нулевых. Они уже обучены многим человеческим приемам вождения в особых ситуациях и придираться к ним с каждым годом все сложней и сложней.
Главный минус АБС – увеличение тормозного пути в угоду сохранения управляемости и направления движения. Следствием такого приоритета является то, что в крутых поворотах тормозной путь существенно удлиняется и может быть даже на четверть длиннее, чем без АБС. Однако не забываем, что мало кто из людей вообще может эффективно тормозить в поворотах без помощи АБС.
На миксте, когда под правыми и левыми колесами покрытие с сильно отличающимся коэффициентом сцепления (например, под левыми асфальт, в под правыми лед), все весьма неоднозначно. Многие водители утверждают, что смогли бы остановиться быстрее. Но скорее, всего машину бы развернуло. АБС же сохраняет возможность для маневра. И, как показывают тесты, при этом все равно тормозит очень эффективно.
Когда к миксту добавляются ещё и неровности типа наростов льда или «стиральной доски» из укатанного снега, задача усложняется в разы. И тут АБС может дать слабину. Хотя все ещё гораздо менее ощутимую, нежели среднестатистический водитель со стажем.
Что касается торможения на рыхлых поверхностях, где гораздо эффективнее было бы собрать кучки грунта перед колесами, как это было бы при торможении без АБС, современные системы научились распознавать такие ситуации и на время все-таки блокировать колеса.
А вообще надо помнить, что, устанавливая на машину нестандартные колеса и имея убитую подвеску, вы сильно усложняете жизнь своей антиблокировочной системе.
Плюсы противобуксовочной системы
Системы контроля тяги появились давно и сначала на заднеприводных автомобилях. Это было делом безопасности, так как при пробуксовке машина уходила в занос, и большинство водителей считало это крайне опасным. На переднеприводные машины система контроля тяги перекочевала уже не для предотвращения заносов, а для уменьшения силового подруливания. Плюс ко всему такая в принципе несложная система берегла коробку передач и дифференциал.
Если в двух словах, то система работает так: как только колеса начинают прокручиваться, электроника уменьшает подачу топлива. Помимо предотвращения заносов у заднеприводных, сноса и рысканья на прямой у переднеприводных машин, система контроля тяги помогает трогаться на скользком покрытии и в горку.
Минусы противобуксовочной системы
Несмотря на очевидные плюсы, у системы контроля тяги есть и минусы, которые, как обычно проявляются в сложных нестандартных ситуациях. Например, когда нужно сходу проскочить сложный снежный или грязевой участок с пробуксовкой для очистки протектора и полным газом, система душит мотор и машина застревает в самом сложном месте, откуда без разгона и инерции уже не выбраться.
Другая ситуация. На переднеприводной машине развивается занос. Грамотный водитель поворачивает руль в сторону заноса, но, скорее всего, сильно запаздывает по времени коррекции и только раскачивает машину сильнее, превращая занос в циклический. И если водители машин без электроники могут помочь себе в такой ситуации нажатием на газ и как бы вытягиванием автомобиля из заноса, то система контроля тяги может просто уменьшить подачу топлива в ответ на ваше резкое нажатие на газ, и у вас ничего не получится.
Для первой ситуации, как правило, предусмотрена кнопка временного отключения противобуксовочной системы, которую можно предусмотрительно нажать перед сложным участком, так как вы его обычно видите заранее. Во второй же ситуации времени на поиск кнопки просто нет.
Современные системы контроля тяги, работающие вместе с АБС и системой стабилизации, научились распознавать сложные ситуации, допускают кратковременные пробуксовки для очистки протектора и даже позволяют идти в постоянном заносе с небольшим углом.
Подведем итоги
Все противобуксовочные системы, как и АБС, настроены по-разному, у каждой свой порог и степень срабатывания, у каждой свой алгоритм. Говорить о том, что вышеперечисленными особенностями обладают все автомобили поголовно, нельзя. Но у большинства из них в большей или меньшей степени эти ошибки есть и, чтобы понять, как они проявляются конкретно на вашем автомобиле, нужно отыскать пустую площадку у кого-нибудь гипермаркета и сымитировать эти самые особые ситуации.
И про ESP. Система курсовой устойчивости по идее включает в себя эти самые ABS и TSC и дополняется еще рядом функций, которые обеспечивают более высокую активную безопасность, но и у нее есть свои изъяны и особенности.