Никогда за всю историю Воронежа дороги не убирались зимой настолько хорошо, как это делается сейчас. По крайней мере, так уверяют в мэрии. Соглашаться или спорить с этим мы не будем. У каждого воронежца есть своё мнение на этот счёт. Если говорить по факту, в последние годы в Воронеже действительно существенно обновился парк коммунальной техники. Только в прошлом году для комбинатов благоустройства было закуплено более 130 единиц техники и различного навесного оборудования для уборки города (в том числе в зимний период).
— Ещё три года назад город имел в собственности порядка 200 единиц техники для содержания дорог, в том числе зимой, — рассказывает мэр Вадим КСТЕНИН. — Практически весь парк был устаревшим, машины час работали и три дня потом стояли на ремонте. Теперь мы имеем почти 350 единиц спецтехники, все в хорошем состоянии, все выходят на линию.
Почти в полтора раза за последний год увеличили и число работников ручной уборки — с 380 человек до 520.
Почему даже чистый с виду асфальт зимой может быть опасен?
Цифры, конечно, обнадёживают. Но реальность — штука упрямая. Первый снег в Воронеже выпал в ночь на 16 ноября. Уже на следующее утро (а это был понедельник) город встал в 9-балльных пробках. В основном из-за мелких ДТП. Кто-то не успел сменить резину на зимнюю (хотя в ГИБДД настоятельно рекомендовали воронежцам переобуться ещё за 3 дня до этого). Кто-то пренебрёг безопасной манерой вождения на скользкой дороге (возможно, убаюканный заявлениями мэрии о качественной уборке города).
Зима всегда была испытанием для автомобилистов. Сколько бы ни уверяли нас власти, что город убирают как никогда хорошо, даже чистая с виду дорога таит в себе массу опасностей. При перепаде температур на не обработанном пескосмесью мокром асфальте может образовываться тонкая ледяная корочка (на языке коммунальщиков — «чёрный лёд»). Колею и снежные заносы тоже никто не отменял. Особенно в междворовых проездах, до уборки которых руки у коммунальщиков доходят в последнюю очередь.
Помимо гололёда, снежных заносов и риска не завестись в сильный мороз владельцев автомобилей подстерегают опасности «свыше» в виде падающих с крыш сосулек и ледяных глыб. Как вести себя в таких ситуациях, мы спросили председателя воронежского отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николая КИСЕЛЁВА.
Кто и как должен следить за состоянием дорог по закону?
По закону «О безопасности дорожного движения» (ч. 2 ст. 12) обязанность по обеспечению нормального состояния дорог несёт орган исполнительной власти, в ведении которого эти дороги находятся.
Согласно действующему ГОСТ Р 50597 — 2017 покрытие проезжей части не должно затруднять движение транспортных средств с разрешённой ПДД скоростью. Другими словами, если стоит знак 60 км/ч, то автомобилист должен иметь возможность ехать с такой скоростью по дороге без каких-либо проблем. В том же ГОСТ указано, что на магистральных городских улицах снег должен убираться в течение 3 — 4 часов с момента окончания снегопада, а скользкость должна ликвидироваться спустя 5 — 6 часов.
Нарушение правил содержания дорог и непринятие мер по их своевременной уборке от снега и гололёда влечёт административную ответственность по ст. 12.34 КоАП РФ. Для должностных лиц предусмотрены штрафы от 20 тысяч до 30 тысяч рублей, для юрлиц — от 200 тысяч до 300 тысяч. Если из-за неудовлетворительного состояния дороги кто-то получит вред здоровью или погибнет, одними штрафами дорожники не отделаются.
Как вести себя при ДТП из‑за гололёда или снежных заносов?
- Вызывайте гаишников. Дежурный по телефону может сказать, чтобы вы сами приехали в ГИБДД для оформления документов (такое может быть, если ДТП мелкое). В этом случае настаивайте на приезде гаишников на место, поскольку авария произошла из-за неудовлетворительного состояния дороги.
- Пока ждёте гаишников, зафиксируйте все обстоятельства ДТП на фото или видео. Обязательно снимите лёд и снежную кашу на дороге (к примеру, на фоне утопающего ботинка). При невидимой тонкой корке льда попросите кого-то проехаться на подошвах по ледяному накату и снимите это на видео. Заручитесь номерами телефонов свидетелей ДТП (если это возможно).
- Когда приедут гаишники и начнут оформлять ДТП, добивайтесь, чтобы они составили акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, где описали бы наличие гололёда и снега на проезжей части.
— Часто в подобных ситуациях гаишник выносит постановление о нарушении правил самим водителем («не справился с управлением», пункт 10.1 ПДД), — говорит Николай Киселёв. — В этом случае постановление нужно обжаловать в вышестоящем подразделении ГИБДД или сразу в суде. Здесь вам как раз пригодятся свидетели, а также фото и видео, сделанные на месте аварии. - Напишите заявление с требованием привлечь к ответственности по ст. 12.34 КоАП дорожную организацию и отправьте его заказным письмом с уведомлением или принесите лично в управление ГИБДД. Даже если гаишники не накажут дорожников, они в ходе проверки выявят организацию, ответственную за данный участок дороги, что облегчит ваши дальнейшие действия.
- Проведите оценку причинённого вашему авто ущерба у независимых экспертов. После чего направляйте досудебную претензию в дорожную организацию. Если в течение месяца вы не получите ответа или они откажутся возмещать ущерб, обращайтесь в суд.
— Если не найдёте ответственную организацию, то иск нужно подавать к собственнику дороги, — говорит Николай Киселёв. — Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» гласит: дороги в границах городского округа относятся к собственности городского округа. Так что если мэрия не может назначить ответственное за дороги юридическое лицо, то должна сама возмещать причинённый ущерб.
Что делать, если на машину упала сосулька или дерево?
В случае падения на ваш автомобиль сосулек алгоритм действий примерно такой же. Только вместо гаишников надо вызывать участковых уполномоченных полиции.
— В таких случаях, как правило, участковый выносит определение об отказе в возбуждении уголовного дела, — говорит Николай Киселёв. — В нём должны отражаться все обстоятельства дела: кто ответственный за содержание дома, с крыши которого упала сосулька (как правило, УК или ТСЖ), на чьей территории произошло падение дерева и т. д.
При этом мы также должны собрать доказательства по максимуму (найти свидетелей, сделать фото- или видеосъёмку и т. д.). Ну а дальше, получив документ из полиции и узнав, какая организация ответственна за содержание дома или состояние деревьев, мы сначала делаем оценку ущерба авто, потом предъявляем досудебную претензию. В случае отказа обращаемся в суд.
Источник — газета «МОЁ!»