Стремительный темп технического развития побуждает автопроизводителей искать новые способы сделать доступ к новейшему программному обеспечению более быстрым и удобным. Для производителей важно, чтобы обновления устанавливались как можно быстрее, а для автовладельцев важен плавный и простой процесс. Удаленная установка оказалась наиболее оптимальным и эффективным решением для достижения обоих желаний.
Достижения автомобильных технологий можно сравнить со смартфонами — у них есть камеры, позволяющие снимать фото и видео, но их функционал можно расширить, установив дополнительные приложения, позволяющие редактировать отснятый материал или использовать камеру в качестве дальномера.
Камеры, встроенные в силовые агрегаты, работают вместе с системой экстренного торможения или, например, круиз-контролем, но производители могут наделить их дополнительными возможностями с помощью программного обеспечения — камера может работать и как видеорегистратор или входить в состав противоугонной охранной системы.
Как правило, такие функции впервые появляются в дорогих моделях, таких как электромобили Tesla или роскошные лимузины, такие как Mercedes-Benz S-Class или Audi A8. Однако темпы разработки настолько высоки, а влияние программного обеспечения на автомобили настолько велико, что эти функции теперь реализуются гораздо шире.
Кроме того, большое значение имеет не только широкий спектр технологий, но и то, как они доносятся до автомобилистов. В настоящее время набирают популярность удаленные обновления программного обеспечения и плагины дополнительных функций. Для их работы достаточно, чтобы автомобиль был подключен к интернету. Например, новый электромобиль Hyundai Ioniq 6 будет включать такую функцию удаленной загрузки в стандартную комплектацию.
«Умные устройства и компьютеры уже приучили нас к регулярным обновлениям, и я думаю, что большинство пользователей уже не сомневаются в их необходимости и полезности», — говорит редактор автомобильного журнала. «Производители постоянно совершенствуют свои модели и вносят улучшения в конструкцию, скажем, два раза в год, даже не объявляя о них. Однако темпы разработки программного обеспечения выше, а установка технически проще. дождаться очередного шага в жизненном цикле модели – модернизации среднего возраста или смены поколения – и новые функции можно будет получить в существующем автомобиле, не нужно ехать в сервисный центр за надстройками, где раньше были использовать специальное оборудование».
Но как работает удаленное обновление программного обеспечения? Нужно ли пользователю автомобиля предпринимать дополнительные действия? Может быть, вам нужны специальные знания?
Можно выделить две категории — информационные и критические обновления. Информация обычно относится к картам и приложениям, установленным в автомобиле. Это ежедневные обновления. Обновления критически важных систем включают новые версии программного обеспечения для различных систем безопасности, помощи водителю и систем управления автомобилем. Они сложнее, реже и предъявляют гораздо более высокие требования к безопасности.
Все автомобили, продаваемые производителем, включаются в реестр, из которого можно заказать обновления вручную или автоматически для конкретных автомобилей или группы автомобилей. Обновление может происходить автоматически или с согласия водителя, но обычно автовладельцу ничего особенного делать не приходится.
«Исключением может быть установка критических обновлений системы. Например, если это связано с тормозной системой, автомобиль во время процесса должен стоять неподвижно и т. д.», — объясняет эксперт по информационным технологиям и развитию.
Он добавляет, что удаленное обновление программного обеспечения важно не только для удобства пользователей автомобилей, но и для кибербезопасности.
«Подключение автомобилей к Интернету увеличивает риск взлома, но хакеры должны быть мотивированы, чтобы сделать это. Допустим, не было особого смысла взламывать автомобиль внутреннего сгорания, если хакер не знал, как «монетизировать» атаки. Но это меняется с появлением электромобилей и особенно автономных автомобилей. По сути, электромобили — это компьютеры, постоянно подключенные к интернету. Мы храним все больше и больше интересующих хакеров данных, которые можно продать в даркнете. Поскольку большинство систем в электромобилях управляются электрическими сигналами, в случае успешного взлома возможно получение контроля над транспортным средством, что представляет серьезную угрозу как для водителей, так и для других участников дорожного движения, поэтому важно устанавливайте обновления — многие содержат исправления обнаруженных уязвимостей», — говорит эксперт.
Удаленные обновления можно использовать для установки или включения новых функций. Например, BMW недавно анонсировала подписку на подогрев сидений в последних моделях компании, вызвав целую бурю мнений.
Критики не жалели резких слов, ведь в машине есть подогрев сидений, но подключить его можно только за дополнительную плату. Аналогичная стратегия появится и в новом Hyundai Ioniq 6. Но действительно ли эта идея жизнеспособна?
«Некоторые производители, такие как BMW и Tesla, тестируют коммерческий потенциал дистанционно подключаемых услуг — покупателю продается автомобиль с базовым функционалом, но позже за дополнительную плату можно дистанционно заказать новые опции, повышающие комфорт или облегчающие маневрирование. Это позволяет производителям намного быстрее выводить на рынок новые модели — они могут продавать машины с базовой комплектацией, но выпускать новые функции комфорта или безопасности во время эксплуатации и устанавливать их удаленно», — рассказывает специалист.
«В каком-то смысле здесь нет ничего нового. Также в этих автомобилях раньше были электронные блоки с полным набором функций, но некоторые функции не включались, потому что покупатель не оплатил «допоборудование». Основное отличие в том, что пользователь автомобиля теперь сможет сам подключать дополнительные опции», — поясняет редактор автомобильного журнала.
«Думаю, что абонентское обслуживание будет регулироваться рыночным спросом, а пока мы даже не можем представить все возможные плюсы и минусы. В любом случае потенциал велик, ведь возможность использования новейшего программного обеспечения значительно отдаляет моральный старение автомобиля. Можете посмотреть на затраты. Скажем установка подогрева сидений обходится дешевле всего в процессе производства автомобиля. Может быть первому владельцу это и не нужно, но следующему, который живет в более холодном климате, это очень полезно. Здесь могут быть самые разные сценарии», — описывает будущие возможности специалист.
Ясно одно: технический прогресс не остановить, поэтому дистанционное обновление программного обеспечения автомобиля или установка и активация новых функций в будущем станут обычным явлением. Это будет актуально не только для дорогих автомобилей класса люкс, но и для моделей эконом-класса.