Долгожданный приход весны с первыми лучами дарит нам тепло, снимает пуховики, наряжает в легкие куртки, а заодно и обнажает ямы на дорогах. Уже давно прижилась в Воронеже сезонная шутка: вместе со снегом растаял и асфальт. Усугубляет ситуацию то, что под лужами подчас скрывается истинное состояние дорог, и автомобилист рискует на полном ходу влететь в яму.
То и дело видны на дорогах автолюбители, меняющие колеса. Итак, что делать в случае аварии и повреждения авто, произошедших из-за плачевного состояния дорожного полотна. Во-первых, запомните, что данная ситуация классифицируется как ДТП, даже если обошлось без травм и человеческих жертв. Соответственно и предпринимать действия следует, как и при любом ДТП. При условии, что пострадавших нет, Вы сперва должны убрать автомобиль с проезжей части, чтобы не препятствовать движению других ТС. Это, конечно, при условии, что авто на ходу. Сделать это надо оперативно, но предварительно сфотографируйте или снимите на видео результат аварии, расположение ТС и т.д.
Хорошо, если в такой ситуации у Вас найдутся свидетели. Это могут быть как другие участники движения, так и Ваши пассажиры.
Следующий шаг – звонок в ГИБДД (на нашем сайте можно найти телефоны ГИБДД в Воронеже и области). Далее ситуация может развиваться по двум сценариям:
- Первый: сотрудники ГИБДД приезжают на место ДТП, и вы вместе составляете протокол.
- Второй: Вы фиксируете все данные и приезжаете на пост ДПС оформлять документы.
В любом случае Ваша задача — составить максимально точную схему, зафиксировать все факты, причастные к ДТП: размер ямы и другие характеристики изъянов дорожного покрытия, описание повреждений, данные свидетелей.
Не у каждого автомобилиста под рукой найдется линейка или рулетка, однако необходимо любыми подручными способами произвести замер ям, повлекших ДТП. Это могут быть мобильный телефон, пачка сигарет и т.д. Почему это так важно? Существует ГОСТ, согласно которому допускаются определенного размера выбоины и просадки асфальта. А конкретно: ширина не более 60 см, длина – 15 см и глубина – 5 см. Но попадание в такую яму при соблюдении скоростного режима возможно даже останется незамеченным.
На что ещё следует обратить внимание: есть пункт в ПДД, согласно которому сам пострадавший может оказаться виновником ДТП. А именно: водитель обязан не превышать скоростной режим, управлять ТС с учетом погодных условий, видимости, движения других транспортных средств, характеристик перевозимых грузов. То есть факт наличия ямы не означает, что Вы не виноваты в ДТП, и Вам необходимо доказать, что она была вне зоны видимости, а также что Вы не имели возможности избежать аварии. Самый распространённый пример – яму попросту не видно из-за луж. Самым хорошим доказательством будет запись с видеорегистратора.
Дальнейшие действия зависят от вашей страховки. Забегая вперед, скажем, что не стоит самостоятельно ремонтировать ТС до технической экспертизы. Конечно, обладателю КАСКО не придется долго и мучительно бегать по инстанциям. В этой ситуации с полученной справкой об аварии следует прибыть в страховую компанию на осмотр, где выявят все повреждения. Однако не все могут себе позволить КАСКО, и в данном случае необходимо будет провести независимую экспертизу.
К кому идти далее: с претензиями следует обращаться к организации, которая обслуживает злосчастный участок дороги. Тут возможна нервотрепка, поскольку организации будут перенаправлять Вас со своими претензиями друг к другу. Из-за этого владельцы автомобилей, попав в такую аварию, не желая тратить нервы, производят ремонт за свой счет.
Итак, выявив обслуживающую дорогу организацию, пригласите ее представителя на экспертизу. Пример текста:
«19 марта 2015 г. в ООО «Пупкин и партнеры» по адресу: г. Воронеж, ул. Остужева, 3, будет произведен осмотр экспертами, определен ущерб, а также стоимость ремонта транспортного средства, поврежденного в ДТП, которое произошло на ул. Минской 4 марта 2015 г. Пришлите на осмотр представителя компании с доверенностью».
При отправке письма не забудьте об уведомлении о вручении. Вполне возможно, что представитель не явится, однако в суде Вы можете использовать этот факт в свою пользу.
В случае, если представитель не будет согласен с результатом технической экспертизы, с юристом составьте досудебную претензию, все решения фиксируя письменно.
Большинство водителей предпочитают производить ремонт сразу и за свой счет, и не доводить дело до суда. И причин для этого достаточно: нет гарантий, что исход судебного дела будет положительный, и, следовательно, расходы на юриста, экспертизы могут не покрыться. Вдобавок к этому машину нельзя эксплуатировать, да и беготню от одной организации к другой никто не любит. Наверное, этим и пользуются обслуживающие организации, и состояние дорог будет неудовлетворительным до тех пор, пока водители не станут более сознательными и принципиальными.
Что ж, воронежцы, будьте внимательны на дорогах. И вот список мест, где в нашем городе стоит ездить особенно осторожно:
- Яма на развязке ул. 9 Января — Антонова-Овсеенко (под мостом)
- Ул. Холмистая напротив «Ярмарки»
- Ул. Краснознаменная (почти на всем протяжении)
- Яма на Петровской набережной напротив магазина «Энкор»
Кстати, не стоит дожидаться аварий: Вы можете отправить фото ямы (желательно с привязкой к местности) в Управление дорожного хозяйства мэрии (394006, г. Воронеж, ул. Кирова, 28, e-mail: essirinko@cityhall.voronezh-city.ru) с требованием произвести ремонт дорожного полотна.