В России временно смягчили требования к производству новых автомобилей. 25 апреля вступили в силу изменения в техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности колёсных транспортных средств». В соответствии с этими поправками государства ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) вправе устанавливать собственные требования к автомобилям, которые выпускаются для внутреннего рынка. Особый период установлен до 1 февраля 2023 года. Однако в случае необходимости его могут продлить.
Какие именно требования к новым авто упростят?
«Изменения коснутся в том числе требований по экологии, которые были ориентированы в первую очередь на иностранных производителей электронных систем управления двигателями и обеспечивали их коммерческие интересы. Такие изменения дадут возможность российским производителям электроники представить отечественные технические решения в данных областях», — сообщили в пресс-службе Минпромторга РФ.
Как считают эксперты, поправки в техрегламент снизят не только требования к экологичности топливной системы (вплоть до выпуска двигателей стандарта «Евро-0» и «Евро-1», действовавших ещё в 1990-х годах), но и позволят отказаться от ряда элементов активной и пассивной безопасности, которые сейчас по правилам обязаны быть в автомобиле того или иного класса, а также дополнительного электронного оборудования (к примеру, парктроников). Другими словами, комплектация автомобилей, сходящих с конвейера, значительно упростится.
В Минпромторге считают, что в условиях санкционного давления со стороны недружественных государств эта мера поможет и автопроизводителям, и покупателям, у которых появится больший выбор доступных автомобилей.
Подавляющее большинство автозаводов остановили конвейеры
Как отметил официальный представитель АВТОВАЗа Сергей Ильинский, данное решение позволит в условиях нехватки ряда импортных компонентов продолжить производство автомобилей, обеспечить загрузку конвейеров и занятость персонала.
Для производственных площадок АВТОВАЗа импортные комплектующие составляют около 20%. Как мы уже писали, по сути, только в двух моделях LADA используются в основном узлы и агрегаты отечественного производства. Это Niva Travel и Niva Legend. Все остальные модели очень сильно зависят от импортных компонентов.
Из-за нехватки комплектующих подавляющее большинство российских автозаводов вынуждены были остановить конвейеры. По информации агентства «Автостат», на сегодняшний день производство легковых автомобилей ведётся лишь на четырёх предприятиях.
Авторынок к концу года снизится наполовину
Продажи новых легковых автомобилей в России по итогам 2022 года снизятся наполовину. Такой прогноз дал директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
Всего аналитики разработали три сценария — оптимистичный, пессимистичный и базовый. Согласно базовому в 2022 году будет продано около 750 тыс. новых автомобилей. Это на 50% меньше, чем годом ранее.
При оптимальном развитии ситуации рынок упадёт на 35% (980 тыс. проданных авто). Если события будут развиваться по пессимистичному сценарию, продажи снизятся на 70% (470 тыс. авто). По мнению аналитиков, многое тут будет зависеть от дальнейшего развития военной спецоперации на Украине и её последствий.
Только в апреле эксперты «Автостата» прогнозируют снижение продаж автомобилей на 80%. Такой прогноз основывается на статистике постановки на учёт транспортных средств в ГИБДД.
Какие марки сейчас пользуются спросом?
По данным «Автостата», за вторую неделю текущего месяца (с 11 по 17 апреля) в России было продано 5,5 тыс. новых легковых автомобилей. Для сравнения: в феврале еженедельные продажи в стране составляли 24 тыс. машин. Почти две трети продаваемых сейчас автомобилей приходятся на пять марок: LADA (за вторую неделю апреля продано 1 323 машины), Kia (632), Hyundai (532), Renault (487) и Volkswagen (271).
Помимо сокращения производства автомобилей внутри страны в апреле из-за ухода ряда автоконцернов с российского рынка были практически сведены к нулю поставки в Россию иномарок из-за рубежа. По словам Сергея Целикова, сейчас весь ассортимент автосалонов состоит из автомобилей, ввезённых в Россию до марта. При этом цена всех моделей с начала года выросла на 30 — 60%. Только за первую половину апреля цены на автомобили подняли как минимум 11 марок. По данным Росстата, в апреле средняя цена новой иномарки в Воронежской области превысила 2 миллиона рублей. Хотя ещё в феврале средний ценник был 1,4 миллиона.
Когда подешевеют автомобили?
На проседание авторынка повлияли не только дефицит и высокие цены, но и космические ставки по автокредитам, которые резко выросли вслед за ключевой ставкой Центробанка. По данным Национального бюро кредитных историй, в марте 2022 года в России было выдано 16,2 тыс. автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом). По сравнению с февралём количество автокредитов снизилось на 77,4%, а по отношению к марту прошлого года — на 82,2%. 11 апреля Банк России снизил ключевую ставку с 20% до 17%. Эксперты автомобильного рынка рассчитывают, что эта тенденция продолжится и до конца года ключевая ставка сократится до 10 — 12%, а вслед за ней снизятся и ставки по автокредитам.
Предрекают эксперты и снижение цен. Кандидат экономических наук и финансовый аналитик Михаил Беляев отметил, что дальнейшее подорожание автомобилей вряд ли произойдёт, поскольку рубль нашёл стабильную позицию по отношению к доллару. Эксперт полагает, что в скором времени цены, наоборот, начнут снижаться. Правда, скорее всего, это снижение будет незначительным. По словам экономиста, ожидать, что цены вернутся к февральскому уровню, точно не стоит.
Автопарк продолжит стареть
Вся эта ситуация, по мнению ряда экспертов, приведёт к тому, что уровень автомобилизации населения остановится, а автопарк продолжит стареть. В начале апреля в ГИБДД обнародовали свежие данные числа стоящих на учёте транспортных средств. На конец 2021 года в Воронежской области было почти 870 тыс. легковых автомобилей. Это на 5,4 тыс. машин больше, чем в 2020-м.
В среднем на тысячу жителей в регионе приходится 380 легковых автомобилей. Пять лет назад этот показатель составлял 328,2. Для сравнения: в среднем по стране уровень автомобилизации на сегодняшний день составляет 346 машин на тысячу жителей.
Соотношение отечественных автомобилей и иномарок в Воронежской области, по данным Госавтоинспекции, составляет примерно 50 на 50. Из 442 тыс. иномарок, стоящих на учёте в регионе, около 6 тыс. — с правым рулём.
Треть воронежского автопарка — это машины старше 15 лет. Возрастная статистика автомобилей, стоящих на учёте в регионе, распределилась следующим образом: до 1 года — 6,8%; от 1 до 5 лет включительно — 17,2%; от 5 до 10 лет включительно — 21,8%; от 10 до 15 лет включительно — 21%; старше 15 лет — 33,2%.
В целом по стране средний возраст легковых автомобилей составляет 14 лет. Самый «молодой» автопарк — в Москве, Татарстане и Санкт-Петербурге. Там средний возраст машин не превышает 11 лет. Самые «старые» легковушки проживают на Камчатке (24,4 года), в Еврейской автономной области (22,2 года) и в Приморском крае (22 года).
Источник — Газета «МОЁ!»