Новые правила выплат по ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности) вступили в силу 28 апреля 2017 года и сегодня мы попробуем подробно с ними разобраться. По крайней мере, разберемся о том, как должно быть, и прикинем, как, скорее всего, будет на самом деле.
1. Ремонт, а не компенсация
Если автомобиль пострадал в ДТП, его будут ремонтировать в автосервисе, а не выплачивать компенсацию за ущерб. Это хорошо тем, что выплаты производились с учетом износа деталей, то есть за ремонт нужно было всегда доплачивать, потому как взамен поврежденных деталей почти всегда ставятся новые качественные запчасти.
Теперь же машину должны будут именно отремонтировать, не прося у владельца дополнительно не копейки. При этом по закону ремонтировать автомобиль должны с использованием новых запчастей, а гарантия на работу должна составлять полгода на работы по металлу и год на малярку.
2. Выбор автосервиса
Выбирать сервис для ремонта вашего автомобиля можно будет только из списка, предложенного страховой компанией. С точки зрения закона можно ремонтироваться и в своем сервисе, но только в том случае, если удастся договориться со страховщиками. А это удастся вряд ли. Автомобили моложе двух лет обязаны будут ремонтировать только у официальных дилеров.
Кстати, по закону автосервис должен находиться не дальше 50 км от места ДТП или от места проживания водителя. Это правило, наверняка, будет работать в крупных городах, но с трудом его можно будет применить в отдаленных от областных центров населенных пунктах. В этом случае водителям предложат либо ехать за тридевять земель, либо получить деньги… естественно, как и раньше, с учетом износа автомобиля.
3. Срок ремонта по новым правилам ОСАГО
Произвести ремонт автомобиля должны за 30 дней с момента его пригона в сервис. При этом сделать должны качественно, в противном случае можно подать жалобу в страховую компанию и все недоделки все-равно будут устранены.
Реально ли это? Скорее всего, нет. На практике возникает много проблем. Во-первых, в законе не написано, какие запчасти должны использоваться. Нет ни слова о том, что запчасти должны быть оригинальными. Иными словами при ремонте машины автосервисы могут спокойно ставить самые дешевые китайские детали. Полгода-год они отслужат, а потом гарантия кончится, и дальнейший ремонт будет уже за свой счет. Более того, в законе говорится лишь о гарантии на ремонт, а не на запчасти для ремонта. А в случае с китайщиной предъявлять претензии вообще будет некому.
При этом ситуация с дешевыми запчастями вполне себе реальна, учитывая то, что некоторые страховые компании напрямую говорят автосервисам, что платить будут с учетом износа по ценам, рекомендованным РСА (а они иногда в разы ниже). В итоге автосервисам остается либо вообще отказываться от ремонта, ибо использовать те самые дешевые китайские запчасти.
Более того, изначально страховые компании хотели использовать для ремонта по “автогражданке” сервисы, с которыми они работают по КАСКО (это около 5000 мастерских), но требования к автосервисам для ремонта по ОСАГО довольно жесткие, так что примерно две трети из них отсеялось. В результате автосервисов на всех не хватает, а новых партнеров страховые компании только начинают искать.
Ещё один интересный момент – неустойка, которую должна будет платить страховая компания автовладельцу в случае, если автосервис не успеет отремонтировать машину за 30 дней, составляет всего 0,5% от суммы ремонта за каждый день просрочки. Это не очень большая сумма, которая вряд ли будет сильно дисциплинировать недобросовестных ремонтников. К тому же максимальный штраф не может превышать суммы ремонта.
А вот как обстоит дело на практике: страховая компания дает направление на ремонт, вы приезжаете в автосервис, а мастер рассказывает вам о том как все обстоит на самом деле. То есть поставит вас в курс дела о том, что будут использоваться, например, самые дешевые запчасти. Потом он предложит доплатить, чтобы ремонт был сделан по-человечески, а не как на продажу. Получается, что эта доплата «добровольная» и находится в рамках закона.
Как мы видим, закон еще очень сырой и над ним надо работать и работать. В том виде, в котором есть, закон будет работать плохо, а значит, многие из нас так и будут получать деньги, а не ремонт. Причем деньги, как обычно будут выдаваться только с учетом износа транспортного средства, то есть по-любому придется доплачивать. И, кстати, непонятно, в каком случае доплачивать придется больше: в случае если доплату попросят в автосервисе, в который тебя направили страховщики на ремонт, или в случае, если ты возьмешь деньги и будешь ремонтироваться сам.
Самые распространенные нарушения со стороны автосервисов при ремонте по ОСАГО
- Установка некачественных (контрактных) запасных частей. Ремонтные организации тесно сотрудничают с интернет-магазинами деталей для авто, закупают ноунейм-комплектующие низкого качества, в последствии выдавая их за оригинальные, указывают в наряд-заказах стоимость оригинальных запасных частей. Для уменьшения веса и в целях безопасности на многих современных автомобилях устанавливаются алюминиевые детали кузова: капоты, крылья, панели дверей и пр. Часто, после проведения ремонтных работ, оказывается, что мастерами СТО установлены более дешевые стальные неоригинальные запчасти.
- При направлении на ремонт по ОСАГО автосервисы устанавливают запасные части с бывших в употреблении автомобилей (с авторазборок). В ряде случаев было обнаружено, что детали бывшие в употреблении восстанавливались сервисами, то есть приобретались с разборок поврежденными.
- Детали представленные в заказ-нарядах как замененные, ремонтируются. При этом счета страховым компаниям и потребителям выставлялись как за новые детали. В основном это происходят с деталями кузова снятие которых требует значительных временных затрат: задние боковины (задние крылья), крыши, лонжероны, арки колес и другое.
- В заказ-нарядах могут быть включены работы, которые не производились при ремонте и в которых не было необходимости. Также сервисы указывают в ремонтных документах запасные части, которые фактически не устанавливались. Под разными позициями указываются одни и те же запчасти, зачастую под одной и той же стоимостью, но под разными наименованиями.
- Нарушение технологии окраски деталей. Окраска детали — это самый сложный процесс в кузовном ремонте. Использование низкокачественных сопутствующих материалов, экономия на окрасочных материалах, нарушение температурного режима при производстве работ, использование пыльных помещений, низкая квалификация персонала и прочее.
- Установка неоригинальных автостекол. Движимые собственным обогащением автосервисы и недобросовестные страховщики устанавливают потерпевшим неоригинальные и не одобренные заводом-изготовителем автостекла низкого качества и не отвечающие требованиям безопасности. Требуйте установки только оригинальных автостекол.
- Причинение вреда имуществу клиента: повреждения других элементов автомобиля при производстве работ, загрязнение элементов салона, кражи личных вещей оставленных в салоне автомобиля.
После ремонта по направлению страховой компании обязательно обратитесь к экспертам для проверки качества произведенного ремонта.
[uptolike]