774 миллиона рублей планируют потратить в Воронеже на борьбу с пробками. Об этом сообщает воронежское издание «МОЁ! Плюс». Такая сумма фигурирует в тендере по поиску подрядчика для создания интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в городской агломерации. Новая система будет мониторить ситуацию на дорогах и настраивать работу светофоров так, чтобы минимизировать пробки. Кроме того, ИТС будет оперативно информировать экстренные службы об авариях и ЧП, а сотрудники дорожных служб будут получать информацию о неработающих светофорах, повреждённом дорожном покрытии и о необходимости уборки определённых участков дорог от снега и наледи.
Что собой представляет интеллектуальная транспортная система?
В интеллектуальную систему будут интегрированы комплексы фотофиксации ГИБДД, видеокамеры «Безопасный город», светофоры, дорожные датчики, метеостанции, умные остановки и динамические информационные табло.
По условиям контракта подрядчик должен будет внедрить подсистему светофорного управления, мониторинга параметров транспортных потоков, а также подсистему наблюдения и детектирования ДТП и чрезвычайных ситуаций на 119 воронежских перекрёстках. На 19 магистралях появится мониторинг параметров транспортных потоков. Метеостанции установят на Северном и ВоГРЭСовском мостах, а также на Чернавской дамбе.
На проспекте Патриотов, улицах Бурденко, Лебедева, Степана Разина, Димитрова, Остужева и Антонова-Овсеенко планируют установить знаки переменной информации и динамические информационные табло, на которых водители смогут увидеть актуальные данные о дорожной ситуации, температуре воздуха, скоростном режиме и т. п. Кроме того, в городе смонтируют ещё с десяток умных остановок (с выведенным на онлайн-табло расписанием движения транспорта), которые также будут интегрированы в единую систему.
Подрядчика должны определить уже на этой неделе. Завершить все работы планируется до 30 сентября 2024 года. В департаменте дорожной деятельности рассчитывают, что интеллектуальная транспортная система уже на первом этапе внедрения поможет снизить пробки на дорогах Воронежа на 9%.
А как же умные светофоры?
Впрочем, лекарство от заторов уже обещали воронежцам лет пять назад, когда на Московском проспекте с помпой устанавливали так называемые умные светофоры. Напомним, эта система должна была значительно увеличить пропускную способность загруженных перекрёстков. Однако на деле суть работы устройств сводилась к тому, что в часы пик датчики просто увеличивали время горения зелёного на Московском проспекте и уменьшали — на примыкающих к нему улицах, из-за чего там собирались ещё большие заторы.
Со временем систему пришлось и вовсе отключить из-за проржавевших ферм, на которых крепились датчики. А внедрявшие умные светофоры в Воронеже директор ЦОДД Юрий Трофимов и бизнесмен Алексей Усков за распил бюджетных денег получили 4,5 и 4 года колонии соответственно.
Руководитель регионального департамента дорожной деятельности Максим ОСЬКИН уверяет: интеллектуальная транспортная система гораздо более эффективна и совершенна, чем умные светофоры.
— Работа умных светофоров носила локальный характер, касающийся определённых магистралей либо кварталов, — говорит чиновник. — А география ИТС охватывает не только весь город, но и близлежащие муниципальные районы. Над этой системой работали специалисты нескольких институтов. Проект прошёл множество экспертиз. Учитывался ряд факторов: численность населения, количество транзитного транспорта, особенности застройки, транспортная система и т. д. При подготовке проекта были задействованы множество структур и служб: начиная от МЧС и ГИБДД и заканчивая дорожными и транспортными ведомствами региона и города.
Как будет работать новая система?
О том, как будет работать интеллектуальная транспортная система, Максим Оськин попытался объяснить на пальцах.
— Если на каком-либо перекрёстке происходит авария, то в часы пик заторы начинают образовываться не только в этом месте, но и на других смежных перекрёстках, — говорит руководитель департамента дорожной деятельности. — Сейчас, если случилось ДТП, светофоры на этих перекрёстках продолжают работать по той схеме, которую им определила автоматизированная система управления дорожным движением (АСУД). При внедрении интеллектуальной транспортной системы специальные датчики будут оценивать дорожную ситуацию и менять светофорные циклы в зависимости от интенсивности движения, чтобы минимизировать заторовые явления.
Как уверяет Максим Оськин, перенастройка светофорных циклов из-за ДТП — это лишь один из нескольких аспектов работы ИТС.
— У нас есть ещё маятниковые перемещения в утренние и вечерние часы в город и из города, есть транзитные участки, есть ремонтные работы, которые также влияют на ситуацию на дорогах, — говорит он. — Система будет анализировать всю эту информацию и оперативно выдавать различные варианты повышения пропускной способности улиц.
Отдельное направление ИТС — это улучшение работы общественного транспорта. По словам Максима Оськина, система позволит повысить контроль за соблюдением ПДД и графика движения водителями маршруток. В частности, планируется увеличить число стационарных комплексов фотовидеофиксации на остановках, а также камер в салонах автобусов. Проезд на красный свет, пересечение сплошной, высадка пассажиров в неположенном месте, непропуск пешеходов — все эти нарушения маршрутчиков будут автоматически считываться с видеорегистраторов и попадать в единую базу.
Ожидания и реальность
На бумаге всё выглядит красиво. Однако на деле подобные ноу-хау часто спотыкаются о суровую российскую реальность. К примеру, японские датчики умных светофоров впадали в ступор, когда по одной полосе параллельно ехали сразу два автомобиля. Но даже идеально работающая автоматика не всегда способна решить проблему. Яркий пример произошёл на минувшей неделе, когда воронежские маршрутчики грозились устроить итальянскую забастовку из-за забитых машинами выделенных полос.
В районе остановок «Площадь Застава» и «Кольцовская» висят камеры, которые фотографируют всех, кто выезжает за пределы выделенной полосы, пересекая сплошную линию разметки. Каждый раз, когда водители автобусов объезжают припаркованные на выделенке автомобили, им приходит штраф в 500 рублей. Некоторые получают по нескольку «писем счастья» за день. Проблема в том, что полоса в этих местах постоянно занята либо таксистами, либо автомобилями торговцев, которые разгружают товар.
В итоге водители нескольких маршрутов (в частности, № 90, 105, 5а, 125а и др.) договорились между собой, что, если с утра 14 июня выделенная полоса снова будет забита автомобилями, они остановятся и будут стоять на аварийках. «Вся Кольцовская, вся площадь Застава будут заставлены автобусами», — обещали маршруточники.
Транспортного коллапса удалось избежать только после вмешательства корреспондентов «МОЁ!», сообщивших об этой проблеме в мэрию. На следующее утро гаишники рьяно взялись за патрулирование выделенных полос. Правда, как только экипажи ДПС исчезали из зоны видимости, на выделенках снова возникали припаркованные авто. Увы, изменить менталитет русских водителей пока не в силах ни одна интеллектуальная система…