Ущерб от действий злоумышленника составил более 37 миллионов рублей
В Воронеже будут судить владельца скандально известного автосалона, ранее расположенного в торговом центре «Атмосфера» на улице Фридриха Энгельса, который обманул 22 автовладельцев, оставив их без машин и денег.
Чтобы напомнить о чем идет речь, мы публикуем материал газеты «МОЁ!» от 13 января 2015 года.
Автомобили воронежцев продают без ведома владельцев
Воспользовавшись услугами автосалона по продаже подержанных авто, владельцы лишились и машин, и денег
Распространённым в последнее время способом продажи автомобилей стало так называемое выставление авто на комиссию. Владелец заключает с автосалоном договор комиссии и передаёт на ответственное хранение свой автомобиль, ключи и пакет документов. Салон обязуется за определённый срок продать машину по цене, выставленной владельцем, и при этом берёт за это комиссионные (либо с продавца, либо с покупателя).
21-летний воронежец Алексей Жарких выставил на сайте объявлений сообщение о продаже автомобиля Chevrolet Cruze. Через некоторое время ему позвонили из автосалона и сообщили, что одному из их клиентов нужен именно такой автомобиль и салон за определённую комиссию готов свести продавца с покупателем. Молодому человеку предложили приехать в салон. Алексей приехал по указанному адресу — в ТЦ «Атмосфера» (напротив Центрального рынка), где расположен автомобильный торговый центр «Гараж».
— Менеджеры салона-комиссионера сказали, что машину необходимо оставить, чтобы покупатель её осмотрел, а они сделали диагностику и предпродажную подготовку. Мы заключили договор, — рассказывает Алексей.
Шли дни, а автомобиль всё не продавали. Алексею объясняли это тем, что сначала у покупателя не оказалось нужной суммы, потом выяснилось, что у него непогашенная судимость, так что в кредите ему отказали.
— Меня успокаивали, что раз есть договор, то машину продадут, — рассказывает Алексей. — Я подумал: пусть стоит, всё-таки в тепле, а не на улице. Звонил периодически, даже приезжал, всё хорошо было.
Неожиданная встреча с собственной машиной
Каково было удивление молодого человека, когда 7 января ему позвонил друг и сообщил, что у него во дворе стоит машина Алексея! В подтверждение приятель прислал фото. В тот же вечер Алексей написал заявление в полицию, а наутро отправился в автосалон. Менеджеры заявили, что не видели его машины в салоне уже недели две, однако продали её или нет, где документ купли-продажи и деньги за неё, ответить не смогли, посоветовав обращаться к директору, которого на месте не оказалось. Алексей позвонил в полицию и сам выехал на место, где стоял его автомобиль.
При полицейских Алексей открыл авто своими ключами. Когда стражи порядка начали снимать отпечатки пальцев, к автомобилю подошёл его новый владелец. Полицейским он показал паспорт транспортного средства (ПТС) на своё имя. Как оказалось, новому хозяину ПТС оформили по утрате (оригинал ПТС был у Алексея). Мужчина заплатил за иномарку 400 тысяч рублей, хотя по договору автосалон должен был продать машину Алексея за 550 тысяч. Полицейские изъяли автомобиль для дальнейших разбирательств. Как подтвердили нам в пресс-службе ГУ МВД, в настоящее время по этому делу ведётся проверка.
Отработанная схема
В аналогичную историю попали ещё по меньшей мере с десяток воронежцев. Люди выставляли объявления о продаже авто в Интернете. Им звонили из автосалона и сообщали, что нашёлся покупатель, но для этого нужно привезти машину в салон и оформить договор. После чего автомобили продавали без ведома владельцев по заниженной цене. Причём страдают не только продавцы, но и покупатели. Так, у воронежца Дмитрия Степченкова, купившего в салоне-комиссионере Kia Rio в лизинг, полиция спустя несколько месяцев изъяла машину. Оказалось, авто числилось в Москве как угнанное.
Евгений Хрущёв, представившийся бывшим сотрудником АТЦ «Гараж», проработавшим в автосалоне полгода, подробно описал нам схему отношений с клиентами.
— Никакого покупателя, который якобы нашёлся на ваш автомобиль, нет и не было, — говорит Евгений. — Если человек захочет забрать своё авто из салона, в договоре есть пункт, по которому он обязуется вернуть 19 400 рублей якобы за предпродажную подготовку машины (кстати, у одного из пострадавших Ивана Сычёва, когда тот хотел забрать свой автомобиль из салона, по договору потребовали выплатить ещё и 40 тысяч рублей двойного залога, якобы оставленного потенциальным покупателем, и даже предоставили расписку. — «Ё!»). Если человек отказывается платить и оставляет авто в салоне, его ждёт участь тех, чьи машины продали без их ведома. Только за последний месяц моей работы на моих глазах так продали 5 — 6 автомобилей. Кстати, на моей практике в «Гараже» продавали машины честно и прозрачно. Но это 20% машин.
Директор или жертва?
В понедельник, 12 января, корреспонденты «МОЁ!» вместе с шестью обманутыми воронежцами отправились в АТЦ «Гараж», чтобы получить объяснения руководства салона-комиссионера. Автосалон занимает два этажа ТЦ «Атмосфера» — шестой и минус второй. На минус втором этаже нас встретил пустой тёмный зал. Не было света и на шестом этаже, правда, за стеклом двери было видно, что в салоне находится немало автомобилей. На наш стук в окне появился мужчина при галстуке, который заявил, что по техническим причинам салон не работает. В управляющей компании ТЦ «Атмосфера» нам заявили, что отвечают только за обслуживание мест общего пользования торгового центра и отношения к деятельности владельцев торговых площадей не имеют. Нам дали телефон владельца шестого и минус второго этажа. Однако тот на звонки не отвечал.
Любопытно, что в разных договорах автосалон-комиссионер фигурирует под разными юридическими названиями: ООО «Гараж 36», ООО «Автоатмосфера», ООО «Стиль». Нам удалось дозвониться до сотрудника, который действовал по доверенности от лица директора одной из организаций (ООО «Стиль»). Он согласился с нами общаться, но только на условиях анонимности. По его словам, так много юридических лиц нужно, чтобы через одну организацию подписывать договор комиссии, через другую осуществлять продажи и т. п. Найти крайнего в этой цепочке куда сложнее, чем если бы это была одна структура.
— Я, как и собственники автомобилей, сам стал жертвой и тоже написал заявление в правоохранительные органы, — уверяет наш собеседник. — Меня, можно сказать, подставили. В эту организацию я пришёл работать менеджером. А потом мне предложили на бумаге стать директором, чтобы я якобы не бегал за каждой подписью к владельцам. Инициатор всех этих действий, человек, у которого находятся все деньги с продаж, в автосалоне «Гараж» давно не появляется и на связь не выходит.
Все пострадавшие от действий салона-комиссионера, с которыми мы пообщались, заявили, что написали заявления в полицию. «МОЁ!» будет следить за развитием событий, и в ближайших номерах мы обязательно вернёмся к этой истории.
СОВЕТЫ «Ё!»
Как не стать жертвой мошенников при продаже автомобиля?
- Лучше не прибегать к помощи посредников и продавать авто самостоятельно.
- Если уж вы решили обратиться в автосалон, почитайте отзывы о нём в Интернете и в СМИ.
- Проверьте автосалон по базе единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Вас должны насторожить недавняя дата регистрации (мошенники не сидят на одном месте, поэтому всё время создают новые фирмы, по которым ещё нет сомнительных данных), массовый адрес регистрации или массовый директор.
- Прежде чем что-либо подписывать, внимательно изучите договор (желательно с юристом), особенно мелкий шрифт внизу страницы.
Источник: газета «МОЁ!»