До конца этого месяца завершится проектирование дублёра Московского проспекта. По словам губернатора Воронежской области Александра Гусева, технические решения для создания новой дороги должны быть готовы к 1 июля, после чего определят подрядчика. А уже осенью должно стартовать строительство магистрали.
Дорога — дублёр Московского проспекта пройдёт от улицы Антонова-Овсеенко до проспекта Труда с выходами на улицы 9 Января и Кольцовскую. Четырёхполосную магистраль планируют организовать за счёт расширения уже существующих улиц 60-й Армии и Солнечной. Протяжённость новой дороги составит 8,7 км.
Обещанного три года ждут
Вопрос о необходимости появления дублёра Московского проспекта остро встал ещё в 2012 году, когда началась активная застройка новых жилых кварталов за памятником Славы и в районе улицы Шишкова. Уже тогда эксперты прогнозировали, что главная транспортная артерия города попросту не выдержит такой нагрузки. Эти прогнозы оправдались сполна. Глухие пробки в часы пик давно стали визитной карточкой Московского проспекта. После введения выделенных полос для общественного транспорта положение дел автомобилистов только ухудшилось.
К строительству дублёра Московского проспекта планировали приступить ещё в 2019 году. Однако сроки начала работ неоднократно сдвигали. То не могли найти денег, то согласовывали проект. Как рассказали в мэрии, при предпроектной подготовке рассматривался вариант с расширением улицы Солнечной до шести полос (по три в каждом направлении). Но для этого властям пришлось бы выкупать и сносить ряд домов (в первую очередь в частном секторе от улицы Хользунова до пересечения с Ясным проездом). Мало того что это вызвало бы волну возмущений у местных жителей, так ещё и значительно увеличило бы стоимость строительства.
Поэтому на начальном этапе разработки документации было предложено другое решение: сделать дорогу-дублёр четырёхполосной, а на участке улицы Солнечной от Хользунова до Ясного проезда — трёхполосной с односторонним движением. В обратном же направлении на этом отрезке предложили организовать одностороннее движение по идущей параллельно улице Донской.
Дублёров много не бывает
О том, во сколько обойдётся строительство, станет известно после того, как будут окончательно готовы технические решения по проекту. Изначально стоимость работ оценивали в 735,8 млн рублей. Проектировщиком дублёра Московского проспекта стало ООО «Центр-Дорсервис». Эта же фирма проектировала автодорогу Шишкова — Тимирязева, строительство которой стартовало в мае.
Напомним, новая четырёхполосная магистраль протяжённостью 2,9 км получит название Олимпийский бульвар. По проекту она начнётся от улицы Шишкова, обогнёт Ботанический сад, пройдёт по полям агроуниверситета и выйдет на улицу Тимирязева ближе к остановке «Берёзовая роща». По замыслу городских властей Олимпийский бульвар станет альтернативным путём из Северного района в центр и на левый берег. Тем самым новая магистраль поможет решить проблему пробок и на Московском проспекте.
На очереди… метробус?
Как отмечают в облправительстве, без строительства дороги от Шишкова до Тимирязева и дублёра Московского проспекта по ул. Солнечной невозможна реализация масштабного проекта по внедрению новой системы транспорта, который региональные власти задумали осуществить к 2026 году. Каким будет новый транспорт — рельсовым или колёсным, — окончательно ещё не решили. Но пока власти склоняются к метробусу — скоростному автобусу, который будет курсировать по обособленной полосе. Предполагается, что магистраль для метробуса пройдёт по наиболее оживлённым улицам города, в первую очередь по Московскому проспекту и Плехановской.
— Для того чтобы новый тип транспорта появился, нам необходимо будет заниматься реконструкцией Московского проспекта и Плехановской, именно проезжей части. Если мы пойдём в эту реконструкцию, то остановим город, не предложив альтернативных дорог. Поэтому мы с Вадимом Кстениным такое решение, можно сказать, уже приняли — в этом году начинают проектировать дублёр Московского проспекта, — анонсировал губернатор Александр ГУСЕВ во время прямой линии минувшей зимой.
Как только будет построена дорога — дублёр Московского проспекта, планируют приступить к реализации проекта метробуса. Первую линию скоростного автобуса планируют запустить в 2025 году. Магистраль длиной почти 22 км пройдёт от ВГУ до аэропорта.
Где ещё пустят скоростной автобус?
После этого скоростной автобус могут пустить по Кольцовской, Кирова, 20-летия Октября, проспекту Революции, а также по участку от Ленинского проспекта через Чернавский мост и до Манежной. Предполагается, что на Московском проспекте и Плехановской полоса для метробуса пройдёт по центру проезжей части, а на других участках — с правой стороны.
Проектированием инфраструктуры для метробуса занимается Российский дорожный научно-исследовательский институт (ФАУ «РОСДОРНИИ»). Предварительная стоимость реализации проекта — около 10 млрд рублей.
Впрочем, пока метробус для Воронежа нечто из мира фантастики. Но даже если властям удастся реализовать проект дублёра Московского проспекта, это уже позволит городу вздохнуть свободнее.