Как утверждают страховые компании, меньше будут платить аккуратные водители, а лихачи — больше. Но по факту полис ОСАГО подорожает почти у всех
С 1 апреля 2022 года расчёт стоимости полиса ОСАГО будет производиться по-новому. Об этом рассказывает воронежская онлайн-газета «МОЁ! Плюс». Скажем сразу: эти изменения не связаны с санкциями Запада и курсом валют. Центробанк запланировал их ещё в декабре. Речь идёт о перерасчёте коэффициента бонус-малус (КБМ) за безаварийную езду. С 1 апреля вводится новая таблица коэффициентов. Как уверяют страховщики, цель изменений в том, чтобы безаварийные водители платили за ОСАГО меньше, а нарушители ПДД больше.
4 процента вниз и 60 процентов вверх
КБМ — это один из нескольких коэффициентов, на которые перемножается базовый тариф ОСАГО при формировании окончательной стоимости полиса. Сейчас для автомобилистов, только получивших права, значение КБМ составляет 1. В случае отсутствия ДТП, совершённых по вине страхователя, каждый год КБМ снижается на 0,05 пункта. За 10 лет безаварийной езды он достигает своего минимального значения — 0,5. То есть стоимость полиса фактически снижается вдвое.
С 1 апреля КБМ для всех автомобилистов будет автоматически пересчитан в соответствии с указанием Центрального банка РФ о новых тарифах ОСАГО от 29 декабря 2021 года. Так, минимальный коэффициент, по которому рассчитывается размер страховой премии, уменьшится с 0,5 до 0,46. То есть максимальная скидка за безаварийное вождение увеличится на 4 процентных пункта и составит 54% против 50%. Зато верхний предел КБМ для аварийных водителей будет повышен с 2,45 до 3,92 (такое значение присваивается за два и более ДТП, совершённых в течение года по вине застрахованного). То есть сразу на 60%. Всего 4 процента вниз и 60 процентов вверх! Разница, как говорится, налицо. Однако в Российском союзе страховщиков (РСА) считают, что эти изменения сделают ценообразование полисов ОСАГО «ещё более справедливым и актуализируют его в соответствии с текущей ситуацией».
— КБМ является социально важным коэффициентом, поскольку он стимулирует автомобилистов к безаварийному вождению, — прокомментировал исполнительный директор РСА Евгений УФИМЦЕВ. — Это важно для всех участников дорожного движения, потому что делает российские дороги безопаснее. Только за первое полугодие 2021 года количество безаварийных автовладельцев выросло на 3,3 млн в сравнении с аналогичным периодом 2020 года. Абсолютное большинство — более 94% водителей — получили скидку на ОСАГО от 5% и выше. Все они на личном опыте убедились: если водить аккуратно и не становиться виновником ДТП, то на следующий полис автогражданки можно получить приятную скидку.
Для водителей-новичков стоимость полиса увеличится наполовину
Возможно, скидку в 5% за безаварийную езду и можно назвать «приятной», но по факту тем, кто в этом году только планирует продлевать ОСАГО, надо быть готовыми к тому, что за полис придётся заплатить больше.
Ещё раз напомним: стоимость полиса складывается не только из КБМ, но ещё из ряда коэффициентов (в зависимости от территории, мощности авто, возраста и стажа водителя). Как мы уже писали, в январе были пересмотрены территориальные и возрастные коэффициенты. В Воронеже территориальный коэффициент уменьшился с 1,45 до 1,4. Однако автомобилисты этого почти не почувствовали. Ведь для многих категорий стоимость страховки не только не уменьшилась, но, наоборот, увеличилась.
Меньше всего повезло молодым водителям с минимальным опытом вождения. Если прежде максимальный коэффициент по возрасту и стажу был 1,93, то теперь стал 2,27. А с 1 апреля для впервые получивших права будет присваиваться КБМ 1,17 (а не 1, как сейчас), что автоматически увеличит стоимость ОСАГО ещё на 17%. Таким образом, максимальная стоимость полиса для водителей-новичков на автомобиль мощностью от 100 до 120 л/с («Лада Веста», «Рено Логан», «Киа Рио», «Хёндэ Солярис» и т. п.) может составить 26 682 рубля (в прошлом году было 18 255).
Ещё менее выгодно теперь оформлять ОСАГО без ограничений количества лиц, допущенных к управлению. Если до этого повышающий коэффициент для такого полиса составлял 1,93, то теперь 2,27. Страховка без ограничений на ту же «Весту» или «Логан» теперь может обойтись в 23 тыс. рублей.
По максимальному тарифу
Но самое главное — с января ЦБ РФ расширил диапазон базового тарифа ОСАГО для легковых автомобилей физических лиц на 10% (как вверх, так и вниз). Сейчас он составляет от 2 224 до 5 980 рублей (было 2 471 — 5 436 рублей). Но по факту страховые компании в подавляющем большинстве случаев считают базовый тариф по максимуму.
Будут ли пересмотрены тарифы ОСАГО в связи с резким подорожанием запчастей, неизвестно. Официального решения на этот счёт пока не принято. Напомним, с 8 марта вступили в силу поправки, согласно которым Центробанк может менять тарифы и коэффициенты на ОСАГО в любой момент. Прежде менять границы установленного тарифного коридора можно было не чаще чем раз в год.
- По данным аналитического агентства «Автостат», в первой половине марта новые автомобили в России подорожали в среднем на 20 — 30%
- Штраф за езду без действующего полиса ОСАГО — 800 рублей (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ)