Почему процедура прохождения техосмотра из необходимости превратилась в кормушку страховщиков и владельцев пунктов ТО рассказали в воронежском издании «МОЁ!»
Российские законотворцы подготовили для автомобилистов очередное ноу-хау, касающееся прохождения техосмотра. Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон «О техническом осмотре транспортных средств». Теперь на пунктах прохождения техосмотра обязательной станет практика фотофиксации госномера осматриваемого автомобиля, чтобы исключить торговлю диагностическими картами через интернет. Правда, вступит в силу это правило только летом 2020 года.
Государственный надзор за техническим состоянием автомобилей ввели в 1937 году. Конечно же, в те давние годы техосмотр был не таким, как сейчас. Часто его проводили сотрудники ГАИ прямо на улице, останавливая водителей.
— Нажимали на педаль тормоза — раз-два-три, если она провалилась, значит, машина технически неисправна, — рассказывал «МОЁ!» ветеран службы ГАИ Иван Мистюков, работавший регулировщиком в Воронеже в послевоенные годы.
Автомобилисты со стажем помнят крепившиеся в правом нижнем углу лобового стекла талоны о прохождении государственного технического осмотра (ГТО), которые стали выдавать автовладельцам с 1974 года.
С 1998 года в процедуру ГТО впервые ввели средства технического диагностирования.
— Однако, несмотря на массовое появление новых станций, техосмотр становился всё дороже, а очереди — длиннее, — вспоминает председатель воронежского отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай КИСЕЛЁВ. — Недовольство граждан нарастало. На этой почве монополию ГАИ на техосмотр начали потихоньку расшатывать.
Сначала функции Госавтоинспекции частично передали крупным автопредприятиям и станциям технического осмотра. А в 2012 году техосмотр у ГИБДД отняли полностью и передали в ведение Российского союза автостраховщиков (РСА).
— А всего через два года все поняли, что натворили… — говорит Николай Киселёв. — По информации РСА, техосмотр стали проходить не более 20 процентов автомобилей. Остальные владельцы его попросту покупали.
При этом, прошёл ты техосмотр или нет, ответственность за неисправность авто, ставшую причиной ДТП, по закону всё равно несёт водитель. Это прописано в правилах дорожного движения.
— Согласно ПДД РФ именно водитель транспортного средства обязан перед выездом проверять и в пути обеспечивать исправное техническое состояние своего транспортного средства (п. 2.3.1), — подчёркивает Николай Киселёв. — А согласно общим нормам Гражданского кодекса РФ на него ложится и гражданская ответственность по возмещению причинённого в ДТП вреда.
Бесполезность системы техосмотра косвенно подтверждает и статистика ГИБДД. За 10 месяцев 2019-го в Воронежской области зарегистрировано всего 21 ДТП, сопутствующим фактором которых было техническое состояние автомобиля. Причём зачастую это неисправности, не имеющие никакого отношения к причинам ДТП.
— Читал однажды карточку такого ДТП, — рассказывает Николай Киселёв. — Водитель средь бела дня наехал на пешехода на зебре, а причиной ДТП инспектор посчитал невключённый ближний свет.
Законопроект об отмене техосмотра личных некоммерческих автомобилей внесли в Госдуму ещё 29 января 2019 года.
— Процедура техосмотра зачастую чисто формальна, всё сводится к покупке символической бумажки, — говорил депутат Сергей Миронов. — А реальной диагностикой неисправностей и ремонтом автовладельцы всё равно занимаются самостоятельно.
Вот только примут ли этот закон — большой вопрос. Слабо верится, что мощное страховое лобби добровольно лишится такой кормушки.
Кстати, на нашем сайте можно посмотреть все пункты техосмотра в Воронеже.
Фото с сайта Pixabay.com